Полиморфизм — это один из принципов объектно-ориентированного программирования. Полиморфизм — это способность функции обрабатывать данные разных типов. При рассмотрении полиморфизма необходимо помнить, что этот принцип неразрывно связан с другим принципом ООП – наследованием, которое помогает реализовать полиморфизм.
Полиморфизм (polymorphism) — это понятие из объектно-ориентированного программирования, которое позволяет разным сущностям выполнять одни и те же действия. При этом неважно, как эти сущности устроены внутри и чем они различаются.
С греческого языка слово «полиморфизм» означает «многообразие». Термин используют и в других сферах. Скажем, полиморфизм в биологии — способность какого-то вида существовать в разных формах.
Пример полиформности в природе — пчелы: есть рабочие пчелы, матка, трутни. Они разные, но все могут летать независимо от того, что это за пчела. По похожему принципу работает и полиморфизм в ООП.
Например, есть две разных сущности: картинка и видео. И тем, и другим можно поделиться: отправить в личное сообщение другому человеку. Программист может сделать два разных метода — один для картинки, другой для видео. А может воспользоваться полиморфизмом и создать один метод «Отправить» для обеих сущностей.
Такой метод будет называться полиморфным. Плюс этого подхода — разработчик пишет меньше кода и не повторяется.
Возьмем для примера абстрактный класс «Автомобиль», который наследуют два конкретных класса – «Спортивный автомобиль» и «Грузовой автомобиль».
И спортивные, и грузовые автомобили будут обладать общими характеристиками и будут иметь возможность выполнять общие для всех автомобилей действия, которые указаны в абстрактном классе-родителе, но конкретная реализация этих действий может быть разной.
Например, общее для всех автомобилей действие «завестись» у спортивного автомобиля может быть реализовано путем нажатия кнопки, а у грузового — с помощью ключа. Один результат – разные решения. В этом и состоит полиморфизм.
Более строго, полиморфизм — один из принципов ООП, позволяющий вызовом переопределённого метода через переменную класса-родителя получить поведение, которое будет соответствовать реальному классу-потомку, на который ссылается эта переменная.
Для чего нужен полиморфизм
- Облегчает написание кода. Не нужно придумывать десять разных методов: отправить одно, другое, третье. Есть один метод, который можно применять к разным сущностям и не задумываться.
- Позволяет масштабировать решения. Если понадобится отправлять не только видео и картинки, но и текст, это можно будет сделать той же командой.
- Делает код более читаемым. Разработчику не нужно разбираться, что делает десяток методов с похожими названиями. Есть один метод, и по его названию все понятно.
- Помогает точно понимать, чего ждать от разных методов, то есть делает код более предсказуемым. Не может быть такого, что метод «Отправить» вдруг окажется методом не для картинки, а для видео.
Пример полиморфизма на языке PHP:
abstract class Car
{
abstract function run();
}
class SportCar extends Car
{
public function run(): string
{
return 'Starting my sport car!';
}
}
class TruckCar extends Car
{
public function run(): string
{
return 'Starting my truck car';
}
}
function start(Car $car)
{
echo $car->run();
}
$sportCar = new SportCar();
start($sportCar); // Здесь мы намеренно указали тип SportCar, а не Car